Как развивается речь ребёнка с самого рождения и до одного года. Прежде чем начинать развивать речь малыша нужно узнать, как протекает развитие в норме и как эффективнее заниматься с ребёнком.
С первого крика младенца начинается развитие его речи. Очень хорошо, если это был громкий и чистый крик. Если же ребёнок подал голос тихо, сипло, хрипло, сдавленно или, наоборот, захлёбывался от крика, нужно насторожиться.
Обычно мамы новорожденных постоянно думают о здоровье своих младенцев, о том, как и сколько они кушают, прибавляют в весе и росте, как долго спят. Однако, нервное и психическое развитие также должно прогрессировать, от этого будет зависеть будущая речь.
Один месяц.
У новорожденного есть свой способ общения с окружающими. До восьми недель это крик. Ребёнок подаёт голос, когда голоден, ему больно или не комфортно. Это рефлекторные крики, при регулярном общении с мамой они, со временем, должны смениться гулением. Агукают обычно до пяти месяцев.
Два месяца.
Двухмесячный малыш уже способен улыбаться в ответ на речь мамы, поворачивать голову в сторону громких звуков. Ребёнок поёт гласные звуки и сам себя слушает. Если мама будет петь гласные, он с удовольствием послушает её.
Три месяца.
В три месяца ребёнок уже ищет взглядом маму, потому что нуждается в общении с ней. Лучшее что вы можете для него сделать, это общаться с ним постоянно. Говорите с малышом во время купания, обеда, когда массируете ему спинку, ручки, ножки или собираетесь на прогулку. Выучите наизусть весёлые песни, потешки, стихи и рассказывайте их разными голосами, с выражением. Малыши, с которыми активно общаются, в три месяца способны певуче гулить: ага, угу, агу и так далее. Ближе к четвёртому месяцу жизни ребёнок может порадовать вас первым смехом.
Четыре месяца.
К четырём месяцам ребёнок уже очень хорошо находит источник звука. Он поворачивается, услышав голос, шум, музыку. Гуление становится более певучим, значит, продолжается тренировка речевого дыхания. Смех в этом возрасте продолжительный и громкий. Общаясь с родителями, ребёнок машет ручками и ножками, весело смеётся – это комплекс оживления. Малышу особенно интересны звучащие игрушки, это могут быть разнообразные погремушки. Находясь рядом с ребёнком, рассказывайте ему, что вы делаете, что делает он, попутно называя предметы вокруг.
Пять месяцев.
На пятом месяце ребёнок начинает осваивать новые звуки. В услышанном вы сможете разобрать [к], [г], [х], постепенно ребёнок перейдёт к более сложным звукам [м], [п], [т], [б], [н]. Конечно это не чистые звуки, а их подобия. К концу пятого месяца кроха начинает говорить слоги со звуками [в], [ф], [с], [з]. Именно появление новых слогов сигнализирует вам о начале лепета. У ребёнка появляется интерес к артикуляции окружающих его людей. Он начинает пристально смотреть в лицо, на губы, ему интересно как говорит мама. В этот период вам нужно прислушиваться к лепету ребёнка и повторять за ним то, что у него получается. Так вы подкрепите его новые умения. Услышали «ба» и повторили «ба-ба-ба», стараясь говорить медленно и чётко.
Шесть месяцев.
Шестимесячный малыш уже способен говорить цепочки слогов: «Ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба, ня-ня-ня». Это ещё не слова, а проговаривание самых простых в произношении слогов. Лепетная речь становится более сложной, вы можете услышать даже звук [р]. Не удивляйтесь, пока это получается непроизвольно. Как только появится необходимость проговорить произвольно нужные звуки в определённый момент, возникнут закономерные трудности. Если до этого вы постоянно называли окружающие ребёнка предметы, игрушки, то сейчас он может находить глазами то, что запомнил. Попробуйте спросить у него: «Где пирамидка?» или «Машинка?» или «Кубик?». Помогите найти нужный предмет. Так вы развиваете его внутреннюю речь, ведь ребёнок уже способен запоминать то, о чём вы ему говорите.
Семь месяцев.
Ребёнок уже слушает себя, соотносит получившийся лепет с ощущениями от губ, щёк, языка. В речи ребёнка появляются интонации. Если общаясь с ребёнком, вы видите, что он хочет потрогать ваши губы, позвольте ему сделать это. Его очень интересует, как у вас получается говорить. Пока малыш ощупывает губы мамы, можно тихо говорить простые слоги. Читайте стихи, они отличаются ритмичностью, и ребёнок сможет подражать вам, проговаривая любимые слоги. Прячьте и находите игрушки в коробках, под пелёнкой. Так вы повторите названия старых игрушек и изучите новые.
Восемь месяцев.
В восемь месяцев ребёнок начинает общаться с вами, привлекать внимание мамы звуками и слогами, которые ему доступны. Если ему что-то не хочется он крутит головой и кричит: «Бу-бу-бу!». Если мамы нет рядом, он её зовёт: «Ма-ма-ма-ма!». Это уже некая самостоятельность. Ребёнок неосознанно имитирует речь родителей. Разучивайте названия действий: лежи, сиди, иди, дай, возьми. Сначала комментируйте, а потом начинайте просить: «Садись». Помогайте ребёнку, показывайте ему примеры выразительной, интонационно насыщенной и эмоциональной речи. Пойте ему песенки про умывания, завтраки и обеды, любые, какие найдёте и запомните.
Девять месяцев.
Вы можете услышать продолжительное лепетное проговаривание. Ребёнок начинает произносить длинные цепочки слогов с разнообразными интонациями. Это похоже на настоящие фразы. Ребёнок лопочет постоянно, с родителями и без, сидя в стульчике для кормления, играя с игрушками. Ему нравятся игры в «Сороку» и «Ладушки-ладушки». Наши предки правильно делали, что играли со своими детками в пальчиковые игры. Это положительно сказывается на развитии движений пальчиками, кистью и связано напрямую с речью. Обязательно разминайте руки ребёнку и пойте песенки.
Десять месяцев.
В этот период начинает появляться произвольность в подражаниях. Ребёнок осознанно хочет повторять за родителями звуки и слова. Теперь могут появиться самостоятельные слова. Как и прежде многое зависит от окружающих. Разговаривайте грамотно с ребёнком не «ломайте язык» и не «сюсюкайте». Ваша речь является образцом, старайтесь говорить чётко, выразительно, медленно и внятно.
Одиннадцать месяцев.
У ребёнка начинает ярко проявляться характер. Малыш может требовать, чтоб считались с его мнением. Появляются слова отрицания «Не-не» и согласия «Да» с, соответствующими ситуации жестами. Используйте капризы малыша для развития речи, просите рассказать вам, что его беспокоит, чего бы он хотел. Ребёнок может говорить около 5 упрощённых слов, кошка – мя, шапочка – фафа, кукла – ляля. Для развития речи можно привлекать современные обучающие игрушки – исследуйте их вместе.
Двенадцать месяцев.
Мозг ребёнка растёт постоянно, и к году его масса увеличивается вдвое. Речь ребёнка начинает стремительно развиваться. Появляются 9 – 14 осознанных слов в лексиконе. Помимо обычных: мамы, папы, бабы и деды, появляются слова-действия: дай, на. Можно отнести к лепетным словам би-би, если ребёнок так говорит о машинках, ду-ду – о дудочке, бай-бай – пошли спать, пи-пи – необходимость сесть на горшок или попить. Одно лепетное слово обозначает несколько слов, действий и предметов. В речи ребёнка присутствуют звукоподражания: муу, га-га-га, пи-пи-пи, ав-ав. Малыш становится более активным, подвижным и начинает ходить. Много играйте с ребёнком, собирайте пирамидку, стройте башни, показывайте красочные картинки, читайте ему короткие стихи и рассказывайте сказки.
Данные пункты ни в коем случае не догма, а некий ориентир. Каждый ребёнок индивидуален, и то, как он будет расти и взрослеть, зависит от него самого, от его родителей, от его окружения и ещё от многих факторов. Если по каким-либо причинам ребёнок отстаёт в речевом развитии, помогайте ему не спеша. Сначала учим гулить, потом лепетать, затем слоги объединяются в цепочки слогов и из них уже появляются простые слова.
Как вам статья?
Мы стараемся только для вас, будем рады оценке и комментариям под постом. Поддержите проект!